История

С 1-й пол. XVIII в. документально известен стоявший здесь скит Почаевской Лавры. Книга «Почаевская Успенская Лавра» протоиерея Андрея Хойнацкого и Г. Крыжановского (1897) гласит, что «об основании этого скита ничего неизвестно» и что в 1743 г. его униатский настоятель Макарий Неронович присутствовал на съезде монахов-базилиан в г. Дубно. Иная версия – в книге «1000-летие Православия на Волыни» (1995): «При униатах-базилианах в 1725 году был построен храм во имя Св. Троицы и келии для иноков». Недавно изданный фотоальбом «Почаевский Свято-Духовский монастырь-скит» приводит данные о том, что в 1714 г. «Луцкий епископ Иосиф (Выговский) передавал имущество скита вместе с имуществом Почаевского монастыря новоизбранному игумену Пахомию (Заблоцкому)» (постройку униатами келий и новой церкви Св. Троицы на месте старой издание относит к 1728 г.). На стыке XVIII-XIX вв. скит опустел.

Некоторые издания рубежа XX-XXI вв. утверждают, что скит основан на стыке XII-XIII вв. Эта версия основана на публикации в 1896-1898 гг. одного польскоязычного и ряда кириллических текстов об истории Почаева в XII-ХV вв. Польский текст (в публикации приписан базилианам и датирован 1732 г.) сообщает о чудесных видениях, явленных в 1197-1198 гг. на месте будущей обители некоторым охотникам, и об основании обители в 1219 г. неким старцем Мефодием с Афона. Другие тексты филологически неадекватны и изобилуют анахронизмами, в связи с чем были подвергнуты жесткой научной критике, а во время торжеств 300-летия перенесения Почаевской иконы Божией Матери в Лавру (1897) – обойдены молчанием духовенства. Ряд авторов ХХ в. допускали историчность основы предания о старце Мефодии, в связи с чем его лик иногда изображают на иконах вместе с прп. Иовом Почаевским.

В 1900 г. Лавра возродила скит. В 1901 г. здесь заложили каменный храм Сошествия Св. Духа с полуподземным приделом прп. Серафима Саровского и возвели деревянный храм Всех святых, позже обложенный кирпичом снаружи. В 1903 г. состоялось освящение Свято-Духовского храма с колокольней над притвором и нижнего придела прп. Серафима. В 1950 г. в скиту, помолившись у списка Почаевской иконы Божией Матери, исцелилась от паралича ног монахиня Варвара (Путятина) из Оренбурга, что засвидетельствовали наместник скита иеромонах Алфей (Романюк), очевидец иеросхимонах Николай (Гаврик) и спутница исцеленной инокиня Мария. В 1959 г. гражданские власти закрыли обитель и превратили ее в психодиспансер.

В 1990 г. скит вновь возрожден. За минувшее время отремонтированы – храм Св. Духа и придел, Всехсвятский храм и корпуса, выстроены – 2-я колокольня, часовня-алтарь для летних богослужений, часовня над колодцем и часовня-крестильня, а в верхнем этаже корпуса над святыми вратами освящен храм прп. Онуфрия Великого («Вратарный»). Недавно скит обрел статус отдельного монастыря. После величественной и грандиозной Лавры (вид на нее открывается с паперти Свято-Духовской церкви), небольшая и тихая, но не менее живописная обитель Св. Духа дарит новые благодатные впечатления – подобно тому, как в молитве, дополняя друг друга, чередуются гимн и безмолвное созерцание.